Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Банк заданий по функциональной грамотности
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- https://media.prosv.ru/fg/
- https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
- https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения многих жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений, вступать во взаимодействие с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней; способность применять знания, полученные в школе для решения повседневных задач.
Для успешного обучения ребенок должен уметь работать с информацией:
• Осуществлять поиск информации;
• Отделять главное от второстепенного;
• Проверять факты на основе имеющейся информации;
• Анализировать данные;
• Делать выводы, обобщения;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Применять собственный опыт для решения поставленных задач;
• Полученную информацию применять в решении повседневных жизненных задач и на основе этого формировать свою жизненную позицию.
Составляющие функциональной грамотности:
• Математическая грамотность – определяет способность учащегося мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математические знания для решения задач не только в теории, но и в жизни; дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия; позволяет объяснять, описывать и прогнозировать отдельные явления;
• Читательская грамотность – позволяет учащемуся воспринимать и понимать прочитанную информацию, размышлять о сведениях, которые получает, формирует способность применения текстовой информации в достижении своих целей, определяет эрудированность и степень взаимодействия с обществом.
• Естественнонаучная грамотность – способствует формированию естественнонаучного мировоззрения; позволяет описывать объекты, процессы и события с точки зрения всех естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии), что приводит к целостному восприятию картины мира.
• Финансовая грамотность – формирует знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
• Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания.
• Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.